«Лондонский глаз» – крупнейшее колесо обозрения в Европе. Построено на набережной Темзы в Лондоне в конце 1999-го. Аттракцион имеет конструкцию консольного типа, отличается изяществом линий, оригинальной светодиодной подсветкой и большой вместимостью. В 32 яйцеподобных закрытых кабинах помещается до 25 человек в каждой.
Кто на свете выше всех
London Eye, словно гигантский глаз, возвышается над городом. На момент постройки колесо обозрения было самым большим в мире. Его высота вместе с опорами составляет 443 фута (135 м), диаметр обода – 394 фута (120 м).
До конца 2012 года сооружение было самой высокой обзорной площадкой столицы Великобритании Лондона. 1 февраля 2013 года этот «титул» перешел к небоскребу The Shard, где на 72-м этаже открыта общественная смотровая зона высотой 804 фута (245 метров).
Как правило, достижения одних не дают покоя другим. В Китае задумались побить рекорд, и в 2006 году в городе Наньчан (провинция Цзянси) было воздвигнуто 525-футовое колесо Star of Nanchang (160 м). Два года спустя мир удивил «Сингапурский флаер» с бочкообразными кабинками. Он на 16 футов выше китайского собрата и достигает 165 м. Впрочем, рекорд сохранился недолго: 31 марта 2014 года в столице развлечений Лас-Вегасе (США) в строй введено крупнейшее на данный момент 550-футовое колесо обозрения High Roller (167,6 м).
Предтеча
Предшественником «Лондонского глаза» в Лондоне был аттракцион Great Wheel. Он построен для выставки «Императорская Индия» в Эрлс-Корте и открыт для почтенной публики 17 июля 1895 года. Сооружение достигало высоты 308 футов (94 м), а диаметр обода составлял 270 футов (82,3 м). Кстати, «Великое колесо» изготовлено по проекту Чикагского колеса обозрения.
Great Wheel оставался в строю до 1906 года. К этому времени его 40 гондол (каждая вместимостью 40 человек) перевезли более 2,5 миллиона пассажиров. Аттракцион был утилизирован в 1907 году.
Описание
«Лондонский глаз» расположен на правом берегу реки Темзы по адресу Westminster Bridge Road, SE1 7PB. В непосредственной близости от него находится парк Джубили Гарденс, а на противоположном берегу горделиво высится здание парламента.
Внешне ажурное сооружение напоминает колесо спортивного велосипеда. Обод, на котором размещаются кабинки, связан с центральной осью туго натянутыми тонкими стальными тросами, которые выглядят точь в точь как спицы. Вся конструкция держится на односторонней консольной раме А-типа. Интересно, что от колеса ведет проход к речному причалу. Таким образом, туристы могут прибывать и отбывать как по суше, так и водным транспортом.
Пассажирские капсулы овоидной формы представляют собой образец технологичности. Они движутся по внешней окружности обода посредством электродвигателей. Круговое остекление позволяет обозревать окрестности на 360 градусов. Внутри поддерживается комфортная температура и микроклимат.
Аттракцион захватил воображение публики. С момента открытия более 50 млн человек смогли посмотреть на столицу с нового, неожиданного ракурса. В верхней точке пассажиры в хорошую погоду могут обозревать городские кварталы на дальность до 40 км во всех направлениях. Возведение объекта одновременно сопровождалось обновлением инфраструктуры района Южного банка.
История создания
«Лондонский глаз» стал воплощением мечты супружеской пары: архитектора Джулии Барфилд и дизайнера Дэвида Маркса. Безусловно, в проекте участвовали крупные специалисты в области инженерии и многочисленные подрядные организации. Колесо обозрения строилось к празднованию Нового 2000 года, также известного как Миллениум.
Основные работы были завершены к декабрю 1999-го, однако на получение всех разрешений и лицензий потребовалось чуть больше времени. Впрочем, это не помешало торжественно открыть аттракцион в канун Нового года. Пробный пуск с пассажирами состоялся 1 февраля 2000 года, а полноценная работа началась 9 марта.
Экологичность
Чрезвычайно важной задачей проекта являлось показать, что на стройках такого масштаба можно обойтись без нанесения ущерба экологии, природе и окружающему ландшафту Лондона. «Лондонский глаз» сначала собирался частями вне площадки, а затем крупногабаритные узлы были доставлены по воде баржами и смонтированы на месте в кратчайшие сроки. Это помогло избежать замусоривания территории и уберечь жителей близлежащих кварталов от лишнего шума, характерного для крупных строек.
Также были тщательно подобраны материалы. Они отличаются долговечностью, не выделяют токсичных веществ, устойчивы к коррозии. Для этого использованы специальные марки металлов и сплавов, натуральные материалы (камень, дерево, стекло) и современные лакокрасочные защитные покрытия.
Новый символ города
Гигантское колесо обозрения за короткий период стало одним из главных символов столицы Великобритании Лондона, наряду с Парламентом, Тауэрским мостом и Британским музеем. Его возведение приурочено к началу тысячелетия – «миллениуму» – и символизирует переход в новую эпоху.
Ход строительства, а также торжественное открытие освещались всеми ведущими мировыми средствами массовой информации, в том числе – российскими. «Лондонский глаз» известен не только как популярный аттракцион: в нем воплощены новейшие конструкционные, технологические и дизайнерские решения британской инженерно-архитектурной школы. Не случайно в 2001-м создатели удостоены престижной национальной премии ISE structural award за лучший конструкторский проект года.
Всего команда разработчиков удостоилась 25 наград за реализацию смелой идеи. Среди них:
- Премия RIBA (2000 г.).
- Приз Принца Филиппа (2000 г.).
- Золотая и серебряная премии Design and Art direction (2001 г.).
- Премия «Лучший бренд» (2003, 2004, 2005 гг.).
- Премия королевы за инновации в области предпринимательства (2003 г.).
Интересные факты
«Лондонский глаз», будучи уникальным сооружением, невероятно популярен среди туристов. Ежегодно его посещают более 3,5 млн человек. Энтузиасты собрали много любопытной информации об аттракционе:
- На момент открытия London Eye стал рекордсменом Книги Гиннесса как высочайшее колесо обозрения в мире. И сегодня оно остается непревзойденным на европейском континенте.
- Чтобы обозреть с высоты «Лондонского глаза» Лондон, придется отстоять 3-4-часовую очередь. Если очень повезет, томительное ожидание продлится чуть более 2 часов.
- Поездка на аттракционе длится примерно 30 минут. Остается надеяться, что погода будет хорошая, в противном случае (учитывая частые дожди и туманы) впечатления будут не столь грандиозными.
- Стоимость одного билета равна 30 фунтам. При этом можно зарезервировать отдельную кабину по случаю какого-либо торжества. В этом случае оплата зависит от дополнительных услуг, куда могут входить живое выступление музыкантов, обслуживание официантов, еда, напитки и т. д.
- Число кабин (32) соответствует количеству районов Лондона.
Кстати, официальное название сооружения – Coca-Cola London Eye. Известный производитель напитков удостоен столь высокой чести за щедрую спонсорскую помощь.
Отзывы
Специалисты, журналисты и простые горожане с завидным единодушием одобрительно высказываются о новом лице Лондона. «Лондонский глаз» стал символом обновленной Британии и центральным элементом празднования встречи третьего тысячелетия.
Издание The Observer написало: «Благодаря таким сооружениям Лондон трансформируется из имперского и промышленного к более светлому и пластичному городу будущего. Городу, который живет и развивается за счет коммуникаций, туризма, культуры и… ума. Колесо полностью открыто и демократично, оно легче и воздушнее любой другой конструкции на земле».
Журнал «Архитектура сегодня»: «Преследуя свою мечту, Дэвид Маркс и Джулия Барфилд дали Лондону нечто замечательное – огромное по масштабам, но легкое по ощущениям. Технология доведена до крайности, до экзальтации, в результате чего удалось достичь эстетической утонченности, на которую публика откликнулась с чрезвычайным энтузиазмом».